МОУ "СОШ №22"
г. Саранск, Республика Мордовия
  • Безопасность учеников

    В любой экстренной ситуации звоните по номеру:

    112

    Горячая линия "Ребёнок в опасности"

    8-800-200-19-13 или 123 

    ГУ МВД России по Республике Мордовия

    +7 (8342) 47-77-71,

    +7 (8342) 29-84-63,

    +7 (8342) 29-80-88,

    +7 (8342) 47-77-88

    МЧС

    112

    ГИБДД

    +7 (8342) 24-64-09,

    +7 (8342) 38-57-41

    ДПС ГИБДД

    +7 (8342) 24-64-09,

    +7 (8342) 38-57-41

    ФСБ

    +7 (8342) 28-28-28,

    +7 (8342) 28-88-88,

    +7 (8342) 28-28-02,

    +7 (8342) 28-88-89

    Методические рекомендации «Безопасность учащихся в Интернете» посвящены решению проблемы защиты юных пользователей от различных опасностей, подстерегающих их во всемирной паутине. Данные методические рекомендации предназначены для учителей, классных руководителей, родителей и учащихся. Настоящие рекомендации могут быть использованы при проведении родительских собраний, внеклассных мероприятий, классных часов. Пояснительная записка Для гармоничного развития личности ребенку необходимо освоение новых технологий, а соответственно и знакомство с Интернетом, как с глобальным источником информации. Но реальность такова, что дети реже используют Интернет как библиотеку знаний, а делают упор на игры и общение в сети. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью всемирной паутины мы находим нужную информацию, общаемся с друзьями, узнаем последние новости, совершаем покупки и еще очень много всего. Но, как известно, в Интернете есть не только полезное. Интернет для детей таит в себе множество опасностей. Существует множество сайтов пропагандирующих порнографию, проституцию, насилие, войны, межнациональную и религиозную рознь, употребление наркотиков и алкоголя. Такого рода информация может травмировать психику ребенка, вызвать страх, панику и внушить им ужас. Большинство взрослых, которые знакомы с Интернетом, понимают и осознают эту проблему. Но лишь немногие из них знают, как правильно защитить детей от такого рода информации. Цель разработки данных рекомендаций - показать актуальность данной проблемы. Помочь учителям, родителям и учащимся усвоить правила пользования Интернетом, знать источники опасности, которые таит в себе всемирная паутина, и первоочередные шаги для обеспечения безопасности. От наших детей зависит наше с вами будущее, и с этим трудно поспорить. Ведь чем лучше мы сможем воспитать новое поколение, тем лучше будет мир, в котором мы живем. Именно поэтому мы должны защищать детей, учить, воспитывать и самое главное любить. Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. Методические рекомендации содержат перечень угроз, которые подстерегают детей в Интернете; советы учителям как оградить от опасности на уроках; советы родителям, как сделать прогулки ребенка в Интернете более безопасными; пособие для детей и родителей о правилах работы в сети, которые можно разместить на сайте школы, класса, личном сайте педагога. А также описание типов и признаков компьютерной зависимости, статистику компьютерной зависимости среди школьников 8-16 лет, советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков, которые можно использовать на родительских собраниях по данной тематике. Приложения включают в себя тест на компьютерную зависимость, который могут провести педагоги, классные руководители и сами родители. Использование данных методических материалов должно заставить задуматься о безопасности детей в сети и выяснить, что можно и нужно делать, чтобы всемирная сеть не становилась врагом юных пользователей. Как, правило, не выросло еще то поколение родителей, которые достаточно хорошо осведомлены о рисках и опасностях, которые подстерегают детей при работе в Интернете. Правовые основания Конституция Российской Федерации (ч.1 статьи 29,ч.1 статьи 38,ч.3 статьи 55). Конвенция ООН о правах ребенка (статья 13,17). Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 год (принцип 43). Рекомендации Комитета Министров Совета Европы №R, (89) 7 от 22.04.1989 (принципы распространения видиозаписей, содержащих насилие, жестокость, или имеющие порнографическое содержание). Рекомендации Комитета Министров Совета Европы №R (97)19 от 30.10.1997 «О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации». Рекомендации Комитета Министров Совета Европы №R (91)11 от 09.09.1991 (государствам - членам относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли несовершеннолетними детьми). Указ Президента РФ от 01 июня 2012 года № 761 « О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ" О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Опубликовано: 30 июля 2012 г. в "РГ" Федеральный выпуск №5845). Концепции Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации (Решение Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка от 18.09.2012 года). В Федеральном законе Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплены основные положения государственной политики в сфере защиты детей от негативного контента в СМИ, Интернет, сотовой связи. Опасности Интернета. На сегодняшний день Интернет предлагает несколько способов виртуального общения: социальные сети, форумы, ICQ, чаты, интернет - дневники или блоги. Источники проблем: пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения; экстремизм/злоупотребление свободой СМИ; наркотические средства/злоупотребление свободой СМИ; информация с ограниченным доступом/ злоупотребление свободой СМИ; скрытое воздействие/ злоупотребление свободой СМИ; экстремистские материалы или экстремистская деятельность (экстремизм); вредоносные программы; преступления; ненадлежащая реклама; информация с ограниченным доступом; алкоголь; баннеры и рекламные программы; вождения и автомобили; досуг и развлечения; здоровье и медицина; компьютерные игры; корпоративные сайты, Интернет - представительства негосударственных учреждений; личная и немодерируемая информация; отправка sms с использованием Интернет - ресурсов; модерируемые доски объявлений; нелегальная помощь школьникам; неприличный и грубый юмор; нижнее белье, купальники; обеспечение анонимности пользователя, обход контентных фильтров; онлайн - казино и тотализаторы; платные сайты; поиск работы, резюме, вакансии; поисковые системы; религии и атеизм; системы поиска изображений; СМИ; табак, реклама табака, пропаганда потребления табака; торговля и реклама; убийства и насилие; чаты. Защита детей - руководство к действию Существует большое количество программного обеспечения, с помощью которого можно осуществлять «Родительский контроль», многие антивирусы имеют эту функцию в своем арсенале. Родительский контроль так же представлен и в самой операционной системе Windows Vista и Windows 7, но это спасает лишь отчасти. Нельзя наивно думать, что если вы скачали программу из Интернета, проблема решена. Ваши дети умнее, чем вы думаете, они легко могут обойти все преграды и добиться своего. Поэтому, лучше быть на шаг впереди. Первоочередные шаги для повышения безопасности: Регулярно скачивайте обновления для программного обеспечения. Установите антивирусное и антишпионское программное обеспечение. Установите фильтр (например, Интернет-Цензор). Установите спам-фильтр. Не открывайте писем от пользователей, которых вы не знаете. Программное обеспечение от Microsoft для обеспечения безопасности в Интернете: Windows 7 с функцией родительского контроля (ввод ограничений по играм, программам и проводимому за компьютером время). Internet Explorer 8 - браузер с фильтром, предотвращающим мошенничество (помогает защититься от скрытой установки вредоносных программ, которые могут повредить, передать злоумышленникам или уничтожить ваши документы, использовать ваши персональные данные или просто нарушить работу ПК). Антивирус Microsoft Security Essentials - решение против шпионских программ (Решение Microsoft® Security Essentials обеспечивает БЕСПЛАТНУЮ защиту ПК от вирусов, шпионского и другого вредоносного ПО на основе передовой технологии). Windows Live с функцией «Семейная безопасность» (с помощью данной службы можно защитить детей от просмотра нежелательного веб-содержимого, управлять списком пользователей, а также отслеживать посещаемые детьми веб-сайты). Контент-фильтр «Интернет Цензор» (http://icensor.ru/) устанавливается как самостоятельная программа на компьютер и обеспечивает фильтрацию для всех веб - браузеров и программ или Программа «Интернет Цензор Лайт» устанавливается как дополнение к веб - браузеру Mozilla Firefox и обеспечивает фильтрацию только для данного браузера. Программа «Интернет Цензор» проста в установке и использовании. Отличительной особенностью полной версии является высокий уровень защищённости от попыток ребёнка обойти фильтрацию или взломать программу. Child Protect (http://cp.s-soft.org/) - это социальный проект, цель которого оградить детей от нежелательного содержимого в Интернет. При попытке осуществить доступ на порносайт, который имеется в базе, браузер будет выдавать ошибку "Сервер не найден". У ребёнка будет создаваться ощущение, что такого сайта не существует. 7. Программа К-9 (http://www 1.k9webprotection.com/) - предназначена для эффективной защиты компьютеров на которых работают дети от аморального, запрещенного или травмирующего психику контента. 8. Naomi Internet Filter фильтр Интернет-контента (http://www.newestsoft.com/Windows/Web-Development/Wizards-Components/Naomi-3290.html). При своей работе утилита контролирует содержимое, загружаемое из интернета, и запрещает доступ к различным порносайтам, а также сайтам, содержащим насилие и пропаганду терроризма, азартные игры и т.д. 9. Дополнение Adblocks Plus к браузеру Mozilla FireFox - это мультиплатформенное решение позволяет настроить контент - фильтрацию и дополнительно избавиться от надоедливой рекламы и всплывающих окон на сайтах. 10 Программа Kontrol Lite (http://www.kontrol.info/) -_бесплатная версия Интернет-фильтра семейства Kontrol, которая позволяет блокировать порносайты. Отключить ее могут только родители. NetPolice Lite (http://netpolice.ru/filters/lite/) - упрощенная версия платной программы NetPolice. HandyCache (http://handycache.ru/) - это программа, которая экономит трафик, ускоряет загрузку страниц, блокирует рекламу и иное нежелательное содержимое и позволяет в автономном режиме (без подключения к Интернет) просмотреть любые посещенные ранее сайты. ParentalControl (http://www.securitylab.ru/software/270756.php) -дополнение к браузеру Internet Explorer, которое помогает предотвратить доступ детей к сайтам для взрослых. Межсетевой фильтр Iptables (для операционных систем, серверов на базе Linux) обладает весьма широкими возможностями по настройке безопасности, что значительно усложняет его практическое освоение. Прокси-сервер Squid (для операционных систем, серверов на базе Linux) является удобным инструментом для организации контентной фильтрации. 16 Использование функции «родительского контроля» или «семейной безопасности» на компьютерах, с которыми работают школьники: Семейная безопасность Windows Live 2011 для ОС Vista и 7http://explore.live.com/windows-live-family-safety?os::=winxp. Для Windows ХР - http://explore.live.com/windows-live-family-safety-xp. Устанавливайте ограничения на поисковые запросы, отслеживайте посещаемые сайты, разрешайте или блокируйте доступ к ним. Если на компьютере используются антивирусная программа Kaspersky Internet Security версии 2010, то в этой программе есть вкладка «Родительский контроль», где можно заблокировать доступ к нежелательным сайтам. 17. Использование специализированного браузера, созданного для детской аудитории: 20.1.Детский браузер Гогуль (http://www.gogul.tv/), специально разработанный для детей, их родителей и воспитателей. Эта программа мультиплатформенная, т.е. работает и в Linux и в среде Windows. Использование виртуальных социальных сервисов по осуществлению контентной фильтрации с ведением «белых списков» сайтов специально организованы для работы с детьми: 21.1. http://school.yandex.ru/ - это проект школьный Яндекс. NetPolice DNS (http://netpolice.ru/filters/dnsfilter/) поможет Вам ограничить доступ к нежелательному содержимому. Портал «ТЫРНЕТ - Детский Интернет» (http://www.tirnet.ru). Этот сервис включает в себя услугу «прокси», которая не позволит ребенку по баннерам и гиперссылкам перейти на нежелательные ресурсы. Лучший способ защиты детей - правильное воспитание. Научите своего ребенка отличать хорошее от плохого. Объясните ему, как следует вести себя в той или иной ситуации. Помогайте ребенку решить - его детские проблемы, даже если они вам кажутся пустяковыми. Он должен всегда чувствовать вашу поддержку. Все то, чему вы учите своего ребенка, вы должны подкреплять собственным примером, иначе от обучения будет мало пользы. Помните, что правильное воспитание - залог хорошего будущего ребенка. Для лучшего взаимопонимания и устранения возможных недоразумений, лучше сразу расставить все точки над «и», установить некоторые ограничения для самостоятельного выхода в Интернет. Обсудите это с детьми, чтобы они понимали необходимость подобных запретов, тогда вместе вы обязательно можете сделать прогулки ребенка в сети наиболее безопасными. Составьте список правил работы детей в Интернете и помните, что лучше твердое «нет», чем неуверенное «да». Пусть ограничения будут минимальны, но зато действовать всегда и без ограничений. Правила поведения при пользовании детей Интернетом. Приучите детей посещать только те сайты, которые Вы разрешили. Используйте программные средства блокировки нежелательного материала. Научите детей советоваться с Вами при раскрытии личной информации. Требуйте от детей ничего не скачивать из Интернета без Вашего одобрения. Не разрешайте пользоваться средствами мгновенного обмена сообщениями. Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете. Приучите детей сообщать Вам, если их что-то встревожило в сети. Объясните детям, что в Интернете не вся информация правдива. Научите детей проверять найденную информацию по другим источникам. Научите детей различным способам поиска. Поговорите с детьми о недопустимости вражды между людьми и о расизме, убедите их уважать верования других людей. Используйте фильтры, блокирующие нежелательное содержание. Разъясняйте детям нежелательность использования ненормативной лексики, требуйте соблюдения определенного этикета и вежливости. Относитесь к программным средствам защиты как к дополнительным элементам контроля. Пусть дети всегда могут попросить Вас о помощи. Не разрешайте личных встреч с новыми знакомыми из Интернета без вашего одобрения. Запретите оставлять свою личную информацию в Интернете. Конечно же, никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Ведь только родители могут полностью контролировать своих детей. Возрастные особенности детей и Интернет. Дети от 7 до 10 лет: Приучите детей посещать только те сайты, которые Вы разрешили. Используйте программные средства блокировки нежелательного материала. Научите детей советоваться с Вами при раскрытии личной информации. Требуйте от детей ничего не скачивать из Интернета без Вашего одобрения. Не разрешайте в этом возрасте пользоваться средствами мгновенного обмена сообщениями. Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернет. Приучите детей сообщать Вам, если их что-то встревожило в сети. Дети от 10 до 13 лет: Создайте ребенку собственную учетную запись с ограниченными правами. Используйте средства фильтрации нежелательного материала. Напоминайте детям о конфиденциальности личной информации. Приучите детей спрашивать разрешение при скачивании программ или файлов из Интернета. Поощряйте детей сообщать Вам, если их что-то тревожит или смущает в Интернете. Настаивайте на том, чтобы дети позволяли Вам знакомиться с их электронной почтой. Расскажите детям об ответственном и достойном поведении в Интернете. Дети в возрасте 14-17 лет: Контролируйте, какими чатами и досками объявлений пользуются дети. Настаивайте, чтобы Ваши дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте детям о конфиденциальности информации. Помогите им защититься от спама. Предостерегите Ваших детей от использования Интернета для хулиганства. Убедитесь, что подростки советуются с Вами перед покупкой или продажей чего-либо через Интернет. Обсудите с подростками азартные игры и их возможный риск. Как избежать проблем, связанных с игровыми сайтами? He секрет, что дети обожают игры, а современные дети обожают играть в сети Интернет. Но блуждая по Интернету, они легко могут попасть и на сервер с азартными играми. Закон разрешает для несовершеннолетних большинство игр, но это не касается игр на деньги. Собственно, использование денег и является разницей между теми сайтами с азартными играми и сайтами, где просто играют. На последних в качестве развлечения предлагаются на выбор аркады, словесные игры, головоломки. Поощрительным моментом там является начисление очков или баллов. Нет траты денег. Правда, есть сайты, где вместо реальных денег используются игровые, но они не менее опасны, чем сайты с играми на деньги, так как вырабатывают привычку играть на деньги вообще и провоцируют азарт. Контроль игр. Контроль игр должны осуществлять родители, обсудить, какие жанры игр предпочтительны (например, стратегии или шахматы). Немаловажен такой фактор, как количество участников - не обязательно играть с кем-то, можно и одному. Регулярно не только напоминайте детям, что на деньги играть нельзя, но и постарайтесь обосновать этот запрет. Так как наилучшая защита ребенка от игр на деньги - это его собственное понимание всей опасности. Объясните детям, что выигрыш таких сайтов много больше, чем проигрыш, иначе они бы просто не существовали. Контроль игр может спасти вас от долгов. Использование номеров ваших кредитных карт без вашего разрешения должно стать для детей табу, а сами «кредитки» находиться в недоступном месте. Ведь некоторые виды карточек предполагают возможность кредитования, а это может спровоцировать появление долгов. К чему могут привести игры на деньги? Важно объяснить ребенку, что игры на деньги могут приводить к зависимости, которой очень трудно сопротивляться даже взрослым. Зависимость - как первое время бессимптомно, тяжело протекающая болезнь, которая часто становится хронической. Во избежание этого чаще обращайте внимание на круг интересов вашего ребенка. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время, сеть таит в себе много опасностей. Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас. Компьютерная зависимость. Если вы заметили, что ребенок может часами просиживать перед голубым экраном за игрой в «Соunter Strike», «Quake», днями не выходить из Интернета, заменяя живое общение чатами, форумами, сайтами знакомств - тогда есть о чем задуматься. Термин «компьютерная» или «киберзависимость» определяет патологическое пристрастие человека к проведению всего свободного времени за компьютером ради развлечения. Все интересы «компьютерных фанатов» или «геймеров» сводятся лишь к удовлетворению: игровой зависимости (стрелялки и стратегии или онлайновые азартные игры); киберсексуальной зависимости - непреодолимого влечения к просмотру порносайтов; неодолимого пристрастия к виртуальному общению по веб-сети; навязчивого веб-серфинга - бесконечный поиск новой информации не ради самой информации, а ради любопытства. Основные типы компьютерной зависимости: Зависимость от Интернета (сетеголизм). Сетеголиками (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски относятся к близким. Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция). Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры: Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности). Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели - пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков). Признаки компьютерной зависимости: Значительное улучшение настроения от работы за компьютером. Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере. Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам. Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере. Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера. Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера. При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике. Отказ от общения с друзьями. Можно наблюдать и некоторые физические отклонения, страдающего компьютерной зависимостью: нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, повышенная утомляемость, бессонница, боли в спине, туннельный синдром (боли в запястье). Лечение компьютерной зависимости - сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины и родителей. Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков. Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер». Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту. Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Рекомендации по сохранению здоровья при работе детей за компьютером в школе и дома: Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см. Нельзя работать за компьютером в темноте. Ребёнок школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы - 20 минут, старшей школы - 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. Психическая нагрузка и стресс при потере информации. Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Учитывая эти факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером. Электронные ресурсы по теме «Безопасность детей в Интернете» /родителям/детям/подросткам Специально в помощь родителям и педагогам, которые занимают активную жизненную позицию и обучают детей современным инфокоммуникационным технологиям, и одновременно стремятся оградить детей от нежелательной, негативной информации, и предназначен этот рекомендательный web-список! Как защитить своих детей от негативного влияния сети интернет? Рекомендательный web-список включает в себя: электронные ресурсы, материалы, рекомендации, справочники, брошюры, буклеты, периодические электронные издания по теме «Безопасность детей в Интернете» поможет сделать посещение сети полностью безопасным. Рекомендательный Web-список сайтов и порталов ЦЕНТР БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА В РОССИИ (http://www.saferunet.ru/) - Горячая линия /Интернет-угрозы и правила поведения в сети с мошенниками и эффективное противодействием им в отношении пользователей/ Круглый стол «Интернетнаркотизация молодежи: как противодействовать» / Молодежная интернет-палата и др. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (http://www.internet-kontrol.ru/) - Детские поисковики / Настройка системы контекстной фильтрации "Родительский контроль" в различных версиях Windows / Статьи о детях, компьютерах и Интернете / Новости мира Интернета / Что необходимо знать родителям, оставляя детей наедине с мировой паутиной / Способы борьбы с вредной информацией в разных странах и мн. др. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА (http://www.rgdb.ru/innocuous-internet) - Ресурс для детей и родителей / Правила безопасного интернета / Обзор программных продуктов для безопасного Интернета / Как защититься от Интернет-угроз / Ссылки на электронные ресурсы, информирующие об опасностях и защите в сети интернет и др. Справочник по детской безопасности в интернете (http://www.google.ru/goodtoknow/familysafety/resources/) - Защита настроек безопасного поиска / Инструменты безопасности Google / Полезные ресурсы / Как включить безопасный поиск на компьютере / Управление доступом к контенту и настройками конфиденициальности / Видеосоветы от родителей и др. Безопасность детей в Интернете/ Российский офис Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft (http://www.ifap.ru/library/book099.pdf) «Безопасность детей в Интернете» / компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации и др. Азбука безопасности / Сайт предназначен для детей, юношества, взрослых (http://azbez.com/safety/internet) - Линия помощи / Консультации по вопросам интернет-угроз / Флеш-игра «Необычайные приключения в Интернете» / Видеоролик "Мошенничество в социальных сетях: В Контакте" / Как защитить компьютер от вредоносного кода и хакерских атак и др. Nachalka.com / Сайт предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе (http://www.nachalka.com/bezopasnost) - Статья «Безопасность детей в Интернете». Советы учителям и родителям Мастерская / Игровая / Библиотека и др. Оn-Ляндия. Безопасная WEB-страна (http://www.onlandia.by/html/etusivu.htm) -Интерактивный курс по интернет-безопасности, предлагаемый офисом Microsoft / Материалы для детей, их родителей и учителей Интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков. Он-лайн приемная ГУ МВД (http:// petrovka38.ru/online priemnayа/) -На официальном портале через территориальные органы МВД можно подать онлайн обращение, которое будет рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». ДЕТИ РОССИИ он-лайн / «Премия Рунета 2011» (http://detionline.com/) Ресурсы для детей и родителей и мн.др. ДЕТИ он-лайн /Линия помощи (http://detionline.com/helpline/about) -Бесплатная всероссийская служба телефонного и он-лайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. ФОНД РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ (http://www.fid.su/) - Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности сети Интернет. ✓ ЛИГА БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА (http://www.ligainternet.ru/inform-about-illegal-content) - Горячая линия по приёму сообщений о противоправном контенте в сети Интернет. Возможность оставить на портале свое сообщение о противоправном интернет-контенте анонимно. ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ (http://detionline.com/mts/about) Образовательно-выставочный проект / Комплекс образовательных мероприятий, объединяющий в себе интерактивные выставки и серию обучающих уроков для младших школьников / Брошюры по безопасному поведению в интернете и мн.др. БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ В РОССИИ (http://www.saferinternet.ru/) -Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия / Интернет и законодательство / Проблемы и решения / Международные ресурсы и др. OS.zone.net / Компьютерный информационный портал (http://www.oszone.net/6213/). «Тест на компьютерную зависимость» Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет - игр предлагается серия вопросов: Как часто ты играешь в компьютер? а) каждый день - 3 балла б) день через день - 2 балла в) когда нечем заняться - 1 балл По сколько часов в день играешь? а) 2-3 часа и больше - 3 балла б) час или 2 часа (заигрываюсь) - 2 балла в) часик максимум - 1 балл Сам ли ты выключаешь компьютер? а) Пока компьютер не перегреется или родители не выдернут сетевой фильтр, или пока сам не засну, или пока цвета перестаю различать, или пока спина не разболится, вообще не выключаю - 3 балла б) когда как, иногда сам выключаю компьютер - 2 балла в) сам и по своей воле выключаю - 1 балл Когда есть время, ты его тратишь на ... а) на компьютер на что же ещё - 3 балла б) всё зависит от случая (могу и за компьютером посидеть)- 2 балла в) вряд ли сяду за этот ящик - 1 балл Прогуливал ли ты учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер? а) да прогуливал - 3 балла б) было пару раз да и то не такое важное событие - 2 балла в) нет - 1 балл Часто ли ты думаешь о самом компьютере или играх на компьютере? а) да постоянно - 3 балла б) пару раз на день вспоминаю - 2 балла в) редко, почти не вспоминаю - 1 балл Какую роль для тебя играет компьютер? а) всё или почти всё - 3 балла б) значит много, но ещё есть много вещей, которые для меня значат не меньше - 2балла в) ни какой роли он для меня не играет - 1 балл Приходя домой, ты первым делом... а) сажусь за компьютер -3 балла б) всегда по-разному, могу и за компьютер сесть - 2 балла в) ну уж точно не сяду за компьютер - 1 балл Подсчитайте суммарный балл (диагноз): От 8 до 12 баллов: норма («ну вроде ты нормальный»). От 13 до 18 баллов: пока зависимости нет, но стоит обратить пристальное внимание на ребенка и его занятия («пока ты не зависим, но только пока, мой тебе совет - следи за собой»). От 19 до 24 баллов: компьютерная зависимость, необходимо обратиться семейному психологу («срочно обратись к психологу, а лучше к психиатру -тебя компьютерная зависимость»).

    Охрана школы

    Антитеррористическая безопасность в школе обеспечивается с помощью комплекса мероприятий, проводимых совместно с администрацией, муниципальными властями, правоохранительными структурами. Эти мероприятия можно подразделить на несколько групп.

    1. Осуществление охраны школы совместно с силами вневедомственной охраны или частных охранных предприятий, в чьи функции входит: обеспечение безопасности школы и всей территории, а также предотвращение опасных ситуаций; установление пропускного режима и запрет на свободный пропуск посторонних людей; защита персонала и детей от любых насильственных действий на охраняемой территории.

    2. Укрепление объекта в инженерно-техническом отношении: установление надежных решеток на окна; замена дверей на металлические с запорами.

    3. Оборудование объекта технической защитой: системой охранной сигнализации; кнопкой тревожного вызова; камерами видеонаблюдения; системами контроля за радиационным, химическим состоянием окружающей среды.

    4. Подготовка паспорта антитеррористической защищенности.

    5. Организация противопожарной и электробезопасности. 

    6. Обучение мероприятиям по гражданской обороне: формирование у педагогического коллектива и учащихся культуры безопасности; контроль всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность в школе; улучшение материально-технической базы в плане охраны школьного учреждения. 

    7. Финансовая поддержка мероприятий. 

    Документ по антитеррористической защищенности

    Все объекты массового посещения людей обязаны разработать Паспорт антитеррористической защищенности. В их число входят и школы. В этом документе отражены сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе. Необходимость введения Паспортов антитеррора объясняется их предназначением и целями. Разработка этого документа необходима для того, чтобы можно было оценить данный объект в плане недопущения террористических актов или минимизации их последствий для здоровья и жизни людей, находящихся на территории объекта. В Паспорте представлены возможные сценарии развития кризисных событий, указаны слабые места в смысле защищенности объекта и варианты их защиты и выхода из кризисной ситуации.

    Ответственный за антитеррористическую безопасность в школе - руководитель, то есть директор школы. Его главные функции - это организация совместных мероприятий с правоохранительными органами и контроль за действиями по обеспечению безопасности на всей территории учебного заведения. Постоянно действующим органом, управляющим деятельностью по осуществлению безопасности учебного заведения, является антитеррористическая комиссия. В ее состав включаются заместитель директора, начальник штаба гражданской обороны, механик, электрик и другие лица по усмотрению руководителя. Основанием для создания комиссии служит приказ об обеспечении антитеррористической безопасности в школе. 

    Функции руководителя

    Вводный текст на тему Функции руководителя

    Деятельность комиссии

    Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.

    Действия при подозрении на вероятность теракта

    ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства; регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов; тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду; обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей; инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.

    Работа с учащимися

    Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности в школе необходимо проводить со школьниками. Им нужно объяснять опасность и недопустимость следующих действий:

    -трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;

    -брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;

    -нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.

    Обеспечение антитеррористической безопасности в школе определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:

    -попытаться запомнить весь разговор и сразу записать на бумаге;

    -если это возможно, записать номер звонившего; во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;

    -запомнить особенности звукового фона во время звонка – шум поезда, голоса людей и т. д.;

    -записать время разговора; сразу после звонка сообщить о нем только директору школы или его заместителю;

    -не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора. 

    Организация безопасности в праздничные дни

    Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:

    -проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;

    -усиление охраны и ужесточение пропускной системы;

    -дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;

    -ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;

    -контроль за работой охранников;

    -своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.

    Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

    Формы работы с детьми

    Для обеспечения эффективной защиты школы от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми – учащимися младших классов. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Антитеррористическая безопасность в школе может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует. 

    Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие - практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Правилами противопожарного режима в РФ и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности.

    Общие требования пожарной безопасности

    • Для обеспечения пожарной безопасности в школе разработан комплекс специальных требований, призванных защитить детей от огня и последствий возгораний. Дополнительные правила и инструкции разрабатывает администрация конкретного учреждения применительно к данному объекту. Требования пожарной безопасности в школе подлежат обязательному выполнению, как сотрудниками заведения, так и учащимися.

      Как и на любом объекте, предназначенном для обучения детей и подростков, в школе организуется система противопожарной защиты и предпринимается комплекс мер, предназначенных для предотвращения возможности возгорания. Мероприятия по пожарной безопасности в школе включают:

    • Систему охранно-пожарной сигнализации. В школе установлена автоматическая система, самостоятельно реагирующая на возникновение чрезвычайной ситуации. 
    • Первичные средства пожаротушения. Система противопожарной защиты укомплектована огнетушителями, пожарными щитами с набором инвентаря. Осуществляется контроль над их техническим состоянием и работоспособностью.
    • План эвакуации. 
    • Размещение символики. По всему зданию установлены соответствующие знаки и таблички (эвакуационные выходы и пути).
    • Маршруты эвакуации. Все маршруты находятся в исправном состоянии, а выходы открытыми. С пути эвакуационного отступления убираются все предметы и имущество, способное помешать своевременному отходу из здания.
    • Стенды. На видных местах размещены стенды и плакаты с разъяснением мер пожарной безопасности.
    • Систему обучения. С учениками, преподавателями и техническим составом проводятся соответствующие занятия. Обучение производится отдельно для категорий обучаемых. Одной из мер является инструктаж по пожарной безопасности в школе для сотрудников и учащихся школы.
    • При проведении учений приглашаются представители пожарной части поселка. В ходе отработки вопросов, подымаемых в ходе учений, доводится информация о порядке эвакуации, каким образом используются первичные средства пожарной защиты, какие действия необходимо предпринять после объявления тревоги.

    Запрещается

    • приносить в школу и пользоваться любыми зажигательными и курительными принадлежностями (спички, зажигалки, сигареты и т.п.). В школе и на ее территории курить запрещено!
    • приносить в школу взрывоопасные предметы (хлопушки, петарды, фейерверки) и играть с ними;
    • приносить и пользоваться в школе легковоспламеняющимися, горючими материалами и жидкостями, газовыми баллончиками;
    • разводить костры на территории школы;
    • без разрешения учителя включать в кабинете электрические приборы;
    • проводить опыты вне кабинетов физики и химии;
    • поджигать тополиный пух и сухую траву на территории школы.
    • Действия при возникновении пожара

    Действия при возникновении пожара

    • Если на уроке в школе вы слышите 2 коротких + 1 длинный звонок или сигнал сирены с голосовым оповещением, это значит, что в здании возник пожар. Необходима эвакуация. Цель эвакуации – спасти людей.
    • Ваши действия при эвакуации: главное: сохраняйте спокойствие и слушайте преподавателя (учителя), именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас; если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно-марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону; если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком; на улице учитель еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди.

    Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно- транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

    Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа занятий по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше дети освоят культуру поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части.

    Основные принципы организации работы по профилактике ДДТТ:

    Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

    Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

    Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

    Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

    Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

    Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

    Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

    Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают, и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

    Для организации работы по безопасности дорожного движения в школе на протяжении многих лет создаётся необходимая материальная база. В кабинетах начальной школы оформлены уголки по безопасности дорожного движения.

    В целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма проводится профилактическая работа, направленная на повышение у школьников дорожно-транспортной дисциплины. Дополнительно классные руководители в рамках операции «Каникулы» и «Недели безопасности дорожного движения» проводятся инструктажи по ПДД, беседы: «Мы – пассажиры», «К чему может привести невнимательность на дороге», «Я и мой велосипед», «Улица полна неожиданностей», «Велосипед и велосипедист», «Правила поведения в транспорте», «Дорога - место повышенной опасности».

    В школе организовано систематическое изучение учащимися 1-9 классов Правил дорожного движения с записью в Журналах инструктажей.

    Большое внимание профилактике дорожно-транспортного травматизма уделяется на уроках ОБЖ. На изучение ПДД в 5-9 классах в рамках данных уроков отведено определённое количество часов (5 классы – 8 часов, 6-9 классы – 5 часов). На уроках учащимся демонстрируются плакаты, тематические видео и фотоматериалы, презентации, проводятся практические занятия, экскурсии. Преподаватели ОБЖ использует игровые технологии, что способствует качественному усвоению материала и получению знаний, умений и навыков по предмету.  

    В течение учебного года проводится 3 контрольных среза знаний правил безопасного поведения на улицах и дорогах (сентябрь, декабрь, май). Результаты анализируются, проводится работа над ошибками.

    Школа тесно работает с сотрудниками ГИБДД, которые проводят беседы, индивидуальные консультации, практические занятия на микроучастке школы.

    В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в школе оформлен уголок безопасности, который постоянно обновляется. Данный стенд используется для оперативной информации, где размещается статистика ДТП в г. Новокузнецке с участием школьников, анализируются случаи нарушения ПДД учениками нашей школы, даются советы учащимся, как нужно вести себя на улице, чтобы не попасть в ДТП; сообщается о погодных условиях и сезонных особенностях, какие меры предосторожности нужно соблюдать в данной конкретной обстановке; сообщения о районных и школьных мероприятиях, касающихся безопасности движения детей; информация о победителях школьных конкурсов по ПДД; рекомендации родителям.

    Активно работает отряд ЮИД. Ребята принимают участие во всех районных мероприятиях, выступают на родительских собраниях, проводят пятиминутки по ПДД, выпускают памятки. В рамках «Недели безопасности дорожного движения» отряд ЮИД организовывает конкурсы рисунков, плакатов, составляет для учеников тестовые задания, кроссворды, привлекает школьников к сочинению песен, стихов, загадок. Для проведения таких мероприятий члены отряда в системе изучают ПДД, медицину, что дает им возможность объективно и грамотно оценивать ответы школьников.

    Беседы, викторины, опросы, анкетирование, проводимые в школе показывают, что в основном дети знают правила дорожного движения и стараются выполнять ряд требований, обеспечивающих сохранение их жизни и здоровья. Это подтверждается тем, что не было зафиксировано ни одного случая ДТП с участием учащихся нашей школы, а также случаев детского травматизма на дорогах.

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге2

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге3

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге4

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге5

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге6

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге2

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге3

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге4

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге5

    Профилактика безопасного поведения на железной дороге6

    Травматизм является серьезной проблемой , оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы  зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

    При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.

    Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

    Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные  представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

    Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

    Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

    1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).

    2. Коллектив (школа, детское учреждение).

    3. Семья. Непосредственно личность.

    Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной  деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

    Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

    Задачи:

    • воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
    • формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
    • разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
    • воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

    Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

    В рамках профилактической работы по предупреждению травматизма обучающихся и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций в МОУ "Гимназия №23" проводятся:

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике